Иcтория архитектуры и строительства

25.12.2020
Анастасия

Архитектура - весьма сложное и многостороннее явление.

Само слово архитектура родилось примерно две с половиной тысячи лет тому назад в Греции. В древнегреческом языке существовали два слова: «архи» - «старший», и «тект» – «строить». Из этих двух слов возникло третье: "архитектон" - начальник строительных работ. Древние римляне переделали его в "архитектор", а разные здания, возведенные по планам архитектора и под его наблюдением, стали называть архитектурой. В России это слово появилось только при Петре I, порядка трехсот лет назад. А до этого на церковнославянском говорили «зодчий», а в обиходе – «палатный мастер», «каменный или плотничий староста».

Архитектура это, прежде всего материальная среда в виде разного рода зданий, сооружений и их комплексов, предназначенных для удовлетворения практических потребностей человека. Вместе с тем архитектура является особым искусством, которое способно выражать большие общественные идеи и доставлять людям эстетическое наслаждение. Отсюда можно дать следующее определение этому явлению: архитектура – искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современным техническим возможностям и эстетическим воззрениям общества.

На каждом этапе истории человеческого общества архитектура развивалась в зависимости от материальных, социальных и климатических условий, а также в прямой связи с национальными особенностями быта и художественными традициями, высоко ценимыми всеми народами.

Архитектура всегда играла исключительно важную роль в жизни общества. Без жилых, общественных и производственных зданий и прочих сооружений человеческое общество не могло и не может нормально существовать и развиваться.

Функциональная сторона зданий и их эстетическаяформа в архитектуре находятся в тесной взаимосвязи между собой, отражая назначение зданий, их социальную функцию и градостроительную роль в системе застройки. Иными словами, в архитектурных сооружениях должны сочетаться современные для данного периода времени функциональные и идейно-художественные требования.

 

Следует отметить, что в понятие архитектуры входит не только отдельные, изолированные друг от друга здания, но и архитектурные ансамбли. Под ансамблями следует понимать совокупность зданий, объединенных художественно, гармонирующих друг с другом. Например, московский Кремль или дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Более того, в понятие архитектуры включается целый город. Город любой эпохи рассматривается как архитектурно-пространственное целое, как итог творческого процесса одного или многих поколений зодчих.

Есть и еще одна разновидность архитектурного творчества - садово-парковое искусство. Парк составляет тоже архитектурный ансамбль, но своеобразный, такой, в котором отдельные элементы представляют собой не здания, построенные из кирпича или камня, а группы деревьев и кустарников, аллеи, площадки, мосты, скульптуры. Все это задумывается и размещается архитектором в определенной художественной последовательности.

Функциональные, инженерно-конструктивные, экономические и эстетические требования предъявляются к архитектуре с древних времен. Так, еще две тысячи лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион отмечал, что архитектурные сооружения должны обладать тремя качествами: пользой, прочностью и красотой.

Действительно, совершенно очевидно - здания должны быть полезны. Сооружения самых различных эпох имели определенное назначение, определенные, говоря сегодняшним языком, функции. Для удовлетворения этих функций они создавались. Ненужных зданий никогда не строили, уже хотя бы потому, что строительство каждого из них связано с большими материальными затратами.

Здания должны быть прочны. В подавляющем большинстве они создаются на длительное время. Поэтому первоочередной задачей строителя является обеспечение устойчивости, незыблемости сооружения посредством использования прочных материалов и выполняемых из конструкций.

Здания должны быть красивыми и по объему и по интерьеру, поскольку могут оказывать глубокое эмоциональное воздействие на человека.

Польза, прочность, красота не могут существовать в архитектуре отдельно. Чем теснее связаны между собой планировочные решения, конструкции и художественные формы сооружения, тем выше и значительнее его архитектурное качество.

Другой архитектор теоретик итальянец Андреа Палладио, но уже в XVI в. писал «В каждой постройке должны быть соблюдены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота, ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но не удобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести».

Из этих слов великих архитекторов своего времени становится ясно, что польза, прочность, красота не мыслятся в архитектуре порознь. И чем теснее связаны они между собой, тем выше и значительнее архитектурное качество сооружения.

Однако в архитектуре определяющим требованиям во всех случаях должно быть полноценное функциональное решение. При этом конструкции и весь тектонический строй здания требуется выбирать с учетом функциональных и художественных требований. Под тектоникой (архитектоникой) в архитектуре понимают художественное выражение закономерностей строения, работы конструкций и материалов здания, соотношение нагрузки и опоры, а также ритмические членения, пропорции, масштабность, контрастное или нюансное сочетание объемов и их элементов, использование цвета и т.п. Художественные достоинства сооружения состоят не только в его украшении лепкой, орнаментом, скульптурой, колоннами, карнизами, но, прежде всего в выразительности всей композиции, т.е. общей, взаимоувязанной группировки наружных и внутренних объемов здания. Основу здания составляют так называемые общие формы (объемы). Именно они и являются главным художественным средством в руках архитектора. Изменением пропорций зданий и их частей можно добиться подчас различного результата.

Украшения, декоративные детали зданий, которые называют в отличие от общих форм - частными, также имеют очень большое значение в архитектуре, но все же они не главное, а вспомогательное средство в палитре здания. Декоративная обработка должна обязательно вытекать из всей композиции здания и быть тесно связанной с его конструкцией. Это - золотое правило архитектуры.

В каждую эпоху существовали определенные виды построек, которые отвечали потребностям общества того времени. Наступала другая эпоха, и старые типы сооружений заменялись новыми, иногда совершенно иными, имевшими другие планы и составы помещений. То же касается и технической стороны строительства. В каждой из стран в то или иное время, в зависимости от географических условий и уровня производительных сил, использовались свои особые строительные материалы и конструкции. Конструктивная сторона архитектуры - важнейший и органический фактор при определении композиции здания. Конструкции сами по себе способны порождать значительный эстетический эффект, таким образом, они входят в эстетическую характеристику зданий. История архитектуры свидетельствует о постоянном изменении строительных материалов и создаваемых из них конструкций. Эти изменения обусловливались развитием производительных сил и теми новыми задачами, которые выдвигала жизнь. Изменения эти происходили не только от эпохи к эпохе, но и в более ограниченных приделах времени.

Изменялись также исторически понятия о красоте, о художественной гармонии. Развивались и изменялись эстетические критерии и в области архитектуры. То, что казалось выразительным и красивым в строительстве древним грекам и римлянам, совершенно не было понято зодчими средних веков; строители эпохи Возрождения, в свою очередь, отвергали готику - архитектурный стиль предшествующего времени (термин - готика итал. готский от названия германских племен готов) -по отношению к искусству был впервые применен в XVI и XVII столетиях в уничижительном смысле: так определяли искусство, в широком смысле доренессанское и неитальянское. По сути, он означал «варварский». Во времена возрождения готики в XVIII веке термин потерял оскорбительный оттенок и стал применяться в отношении средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса. Поэтому в каждую эпоху присутствует различие в форме зданий, в их декоративном убранстве. Отсюда возникает еще одно понятие в архитектуре – стиль. В его понимание входят все основные элементы архитектуры – планировка, конструкции и художественные формы – общие и частные, т.е. типичная для данной эпохи планировка зданий, характерные для нее материалы и конструкции, и естественно, типичные средства художественного порядка, все это и определяет архитектурный стиль, его черты и признаки. Более емко, можно дать следующее понятие стилю. Стиль – совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени и данного народа, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон.

Архитектурный стиль складывается в определенную историческую эпоху, вместе с ней живет, развивается и вместе с ней же отмирает или переходит в иной стиль, во многом от него отличающийся и складывающийся еще в его пределах. Отсюда необходимо сделать вывод: угасший, отошедший в прошлое стиль не может быть возрожден вновь, как не может быть оживлена и создавшая его эпоха.

Но, несмотря на то, что архитектура минувших эпох не может быть возрождена, ее, тем не менее, надо изучать. Творческая переработка лучших приемов классического зодчества, не утративших своего назначения и сегодня, дает много полезного архитекторам современности. Изучая архитектуру прошлого, нельзя ограничиться знакомством лишь с внешними элементами тех или иных стилей. Для глубокого понимания архитектуры той или иной эпохи следует внимательно анализировать планы зданий, их объемную структуру, использованные в них конструкции и, разумеется, общий тектонический и пластический строй их фасадов и интерьеров.

Архитектура - одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. В месте с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами.

Еще раз вернемся к трактату Витрувия об архитектуре. К сожалению, сами папирусные свитки, на которых он был написан, не сохранились до наших дней, однако сам труд дошел до нас благодаря монахам средневековья, которые его переписывали. Трактат Витрувия был очень ценен, ибо в течение долго времени это была единственная книга, из которой можно почерпнуть тайны зодческого мастерства. Во втором томе этого труда написано одно гениальное определение. На первый взгляд оно может показаться ни чем не примечательным, и многие, наверное, механически прочли бы его. Однако исследователи истории техники считают, что именно это определение стало одной из отправных точек развития строительства. Эта замечательная фраза гласит: конструкции здания делятся на две группы - вертикальные и горизонтальные элементы.

Действительно каждое здание состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, выполняющих в нем различные функции: фундаментов, стен, каркаса, перекрытий, крыши и перегородок.

Фундаменты - подземные несущие конструкции, которые передают силовые воздействия от здания на грунт. Они устанавливаются под вертикальными несущими конструкциями здания - стенами или столбами (стойками каркаса).

Стены - разделяются на наружные и внутренние по их расположению в плане и на несущие и ненесущие по статической функции. Несущие стены воспринимают вертикальные и горизонтальные нагрузки и передают их на фундамент, ненесущие передают свой вес поэтажно на другие несущие конструкции зданий. Внутренняя ненесущая стена, имеющая только ограждающие функции, называется перегородкой. Перегородки делят внутреннее пространство здания на отдельные помещения, не имеют фундаментов и устанавливаются непосредственно на перекрытие.

Каркас состоит из вертикальных (стойки или колонны) и горизонтальных (балки или ригели) стержневых элементов, концентрированно воспринимающих внешние нагрузки и воздействия и сосредоточенно передающих их основанию через фундаменты колонн. Каркас применяется вместо несущих стен или в сочетании с ними при необходимости раскрытия большого внутреннего пространства или его многократной трансформации.

Перекрытия - горизонтальные несущие и ограждающие конструкции. Они воспринимают вертикальные и горизонтальные силовые воздействия и передают их на несущие стены или каркас. Перекрытия разделяют внутреннее пространство здания по горизонтали.

Крыша - наружная несущая и ограждающая конструкция здания, которая воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки и воздействия. В качестве ограждающей конструкции крыша имеет основную функцию - гидроизоляцию внутреннего пространства от атмосферных осадков.